Федеральный государственный образовательный стандарт
дошкольного образования
Образовательная деятельность в Государственном бюджетном учреждении здравоохранения осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования.
22.11.2013г. – Минюст России зарегистрировал стандарт дошкольного образования. По Федеральному Закону «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало самостоятельным уровнем общего образования. Стандарт включает в себя требования к структуре и условиям реализации образовательных программ. В соответствии с Федеральным Законом № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» дошкольное образование стало первым уровнем общего образования.
Стандарт действует с 1 января 2014 года. Он включает в себя требования к структуре основных образовательных программ, к условиям их реализации, в том числе, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным, а также результатам освоения основных образовательных программ. Разработка стандарта велась с 30 января 2013 года рабочей группой группой ведущих экспертов в сфере дошкольного образования под руководством директора Федерального института развития образования Александра Асмолова. В основу стандарта была положена культурно-историческая методология развивающих систем, согласно которой критерием прогресса различных систем является рост вариативности входящих в эти системы элементов. В контексте этой методологии образование выступает как ключевой механизм поддержки разнообразия систем. Отсюда ключевой принцип стандарта – поддержка разнообразия ребенка и, соответственно, переход от диагностики отбора к диагностике развития.
Центр психодидактических технологий стандарта – это развивающее взаимодействие ребенка с взрослыми и со сверстниками, а не только одностороннее воздействие на ребенка. Разработка стандарта не допускает переноса учебно-дисциплинарной модели образования на жизнь ребенка дошкольного возраста. Дошкольный ребенок – человек играющий, поэтому в стандарте закреплено, что обучение входит в жизнь ребенка «через ворота игры».
ФГОС дошкольного образования разработан впервые в Российской истории, в соответствии с требованиями Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации». Образовательная организация самостоятельно разрабатывает и утверждает свои основные образовательные программы на основе ФГОС ДО и с учетом примерных образовательных программ дошкольного образования.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования предъявляет требования:
1) к структуре основных образовательных программ (в том числе предусматривает отношение обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений) и их объему;
2) к условиям реализации ООП, в том числе, кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;
3) к результатам освоения основной образовательной программы.
В отличие от других стандартов, ФГОС ДО не является основой оценки соответствия, установленных требованиями образовательной организации к подготовке обучающихся. Освоение образовательной программы дошкольного образования не сопровождается проведением промежуточной аттестации и итоговой аттестации обучающихся.
Что должны знать родители о ФГОС ДО. Введение ФГОС дошкольного образования связано с тем, что настала необходимость обеспечить каждому ребенку равные стартовые возможности для успешного обучения в школе. Однако стандартизация не предъявляет жестких требований к детям дошкольного возраста. Специфика дошкольного образования такова, что достижения детей не являются суммой конкретных знаний, умений, навыков, а совокупность личностных качеств, в том числе, обеспечивающих готовность ребенка к школе.
В дошкольном образовании отсутствует жесткая предметность. Развитие ребенка осуществляется в игре, а не в учебной деятельности. Стандарт дошкольного образования отличается от стандарта начального образования тем, что в дошкольном образовании не предъявляют жестких требований к результатам освоения программы. Нельзя лишать ребенка детства. Обучение происходит в форме игры. Поэтому в дошкольном образовании предъявляют две группы требований, а не три, как в начальном обучении. Это требования к структуре программы и требования к условиям реализации программы. В ФГОС указано, что одним из обязательных разделов программы любого дошкольного образовательного учреждения является «Планирование результатов освоения детьми основной образовательной программы дошкольного образования». В нем описаны такие интегративные качества, которые ребенок может приобретать в результате освоения программы – физически развитый, любознательный, активный, эмоционально-отзывчивый. Основная образовательная программа помогает ребенку овладеть базисным уровнем дошкольного образования Она призвана обеспечить ребенку тот уровень развития, который позволит ему быть успешным в дальнейшем обучении.
В тексте федерального государственного образовательного стандарта не употребляется слово «занятие». Но это не означает переход на позицию «свободного воспитания». Педагоги продолжают заниматься. ФГОС ДО ставит во главу угла индивидуальный подход к ребенку и игру, где происходит сохранение самоценности дошкольного детства.
Содержание основной программы включает совокупность образовательных областей, которые обеспечат разностороннее развитие детей с учетом их возрастных особенностей по основным направлениям – физическое, социально-личностное, познавательно-речевое и художественно-эстетическое развитие.
Принципы ФГОС ДО: принцип развивающего образования, принцип необходимости и достаточности, принцип интеграции образовательных областей. Программа строится с учетом интеграции образовательных областей в соответствии с возрастом детей. В данных условиях возросла роль взаимосвязи между воспитателями и узкими специалистами. В соответствии с комплексно-тематическим принципом построения образовательного процесса ФГОС предлагает не набор отдельных игровых приемов, а усвоение образовательного материала в процессе подготовки к проведению значимых и интересных для детей событий, праздников.
Образовательная деятельность в ГБУЗ ПДРС «Планета детства» построена в соответствии с ФГОС ДО. Реализуется Основная образовательная программа дошкольного образования, разработанная в учреждении в соответствии с требованиями ФГОС ДО. Жизнь детей в доме ребенка стала более интересной и наполненной значимыми событиями. Созданы условия для полноценного проживания каждым ребенком дошкольного детства и формирования инициативности, активности, самостоятельности, любознательности у воспитанников учреждения.
Нормативные документы ФГОС ДО
Федеральный уровень
-Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12.2012 № 273-ФЗ);
Региональный уровень